Тема.Текст. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
1.Восстановите логическую цепочку слов:
Предложение, звук, слово, словосочетание...
(Звук, слово, словосочетание, предложение)
-Давайте вспомним, какие разделы лингвистики изучают эти единицы языка? (Звук – фонетика, слово – лексикология, словосочетание и предложение – синтаксис)
Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?
Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)
(Поэтому в этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)
- Сегодня мы будем говорить о тексте. А что такое текст, дайте этому термину определение? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)
- Где мы можем использовать текст? (На уроках, при написании сочинений, при общении в социальных сетях, устном общении)
- Какие признаки текста мы знаем? (В тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)
-Откройте тетради и запишите число,классная работа.
Работа с деформированным текстом
-Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.
Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!
- Что вы сделали, чтобы получился текст? (Расставили предложения по порядку).
Запись в тетрадь: Это текст т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.
1 обязательный признак текста - тематическое и смысловое единство.
- Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)
Какой заголовок подходит нашему тексту? (Слово. Человеческая речь)
2 признак текста-наличие заглавия
Работа с текстом. Прочитать текст. Можно ли прочитанное назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)
Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
- Докажите, что перед вами текст.Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?
- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)
- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)
- Сделайте вывод, какими еще признаками должен обладать текст.
3 признак текста: Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.
Работа с текстом. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?
-Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.
А. Да это белка!
Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.
В. Как она очутилась в городе?
Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
( Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)
4 признак текста: Необходима последовательность предложений, грамматическая связь.
Выполни задание устно! Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?
Чудная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном;
Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)
( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя.)
- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?
Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.) Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте.
5 признак текста: наличие темы и основной мысли.
-Прочитайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька
Воду пью из родника.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Где-то дома у метро –
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)
Опрос «Верные и неверные высказывания» (да-нет)
- текст состоит из предложений;
- к тексту нельзя придумать заглавие;
- все предложения в тексте имеют границы;
- предложения в тексте не имеют определенной последовательности;
- в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится;
- текст можно разделить на части;
- каждая часть текста записывается с красной строки.
Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий