воскресенье, 10 января 2021 г.

Урок русского языка! 11.01.2021

 Тема.Текст. Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.

1.Восстановите логическую цепочку слов:

Предложение, звук, слово, словосочетание...

(Звук, слово, словосочетание, предложение)

-Давайте вспомним, какие разделы лингвистики изучают эти единицы языка? (Звук – фонетика, слово – лексикология, словосочетание и предложение – синтаксис)

Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающей в этой цепочке?

Загадка. Это слово заимствовано из немецкого языка, но произошло оно от латинского слова, означает ткань, единство. Обозначает оно словесное единство. О каком языковом понятии идет речь? (о тексте)

(Поэтому в этой цепочке завершающим словом будет «текст», потому что это самая большая единица языка)

- Сегодня мы будем говорить о тексте. А что такое текст, дайте этому термину определение? (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически)

Где мы можем использовать текст? (На уроках, при написании сочинений, при общении в социальных сетях, устном общении)

- Какие признаки текста мы знаем? (В тексте предложения связаны по смыслу; все предложения в тексте объединены одной темой и основной мыслью; у текста есть название; текст состоит из 3 частей: начало, основная часть, концовка)

-Откройте тетради и запишите число,классная работа.

 Работа с деформированным текстом

-Прочитайте предложения. Можно ли назвать это текстом? Восстановите текст.Объясните орфограммы в словах, запишите слова, обозначая орфограммы.

Он назвал всякое действие и сост…яния. Человек нашел слова для всего, что обн…ружено им во Вселенной. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружа…т. Какое же это необ…ятное, неисч…рпаемое море – человеческая речь!

- Что вы сделали, чтобы получился текст? (Расставили предложения по порядку).

Запись в тетрадь: Это текст т.к. в нем идет речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой.

1 обязательный признак текста - тематическое и смысловое единство.

- Связанный по смыслу текст должен быть озаглавлен. Текст вместе с заголовком представляет собой единое целое. Что нужно сделать, чтобы озаглавить текст? (Надо поставить два вопроса: о чем говорится? Что именно?)

Какой заголовок подходит нашему тексту? (Слово. Человеческая речь)

2 признак текста-наличие заглавия

Работа с текстом. Прочитать текст. Можно ли прочитанное  назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

Вычлените из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

- Докажите, что перед вами текст.Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?

- Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? (Толковый словарь: Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

- Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

- Сделайте вывод, какими еще признаками должен обладать текст.

3 признак текста: Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.

Работа с текстом. В нашем тексте предложения перепутались. Проверим, важна ли в тексте последовательность предложений?

-Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите сцепляющие слова. Какими словами присоединяется 2 пред. к 1, и т.д.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

(  Сцепляющие слова: бревна – одно бревно, рыжий зверек – белка, белка – она.)

4 признак текста: Необходима последовательность предложений, грамматическая связь.

Выполни задание устно! Какова тема текстов? Можно ли понять, как авторы относятся к изображаемому?

  1. Чудная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)

  1. Унылая пора! Очей очарованье,

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин)

( Тексты посвящены осени, но авторы по-разному относятся к изображаемому. Пушкин видит в увядающей природе прекрасные черты, а Плещеев создает унылую картину дождя.)

- Таким образом тексты отличаются основной мыслью. Что такое основная мысль текста?

Это то, для чего текст написан. Что хочет нам сказать автор. Это авторская позиция текста.) Тема — это то, о чем (или о ком) говорится в тексте.

5 признак текста: наличие темы и основной мысли.

-Прочитайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолет и пароход.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

( Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете)

Опрос «Верные и неверные высказывания» (да-нет)

- текст состоит из предложений;

к тексту нельзя придумать заглавие;

- все предложения в тексте имеют границы;

предложения в тексте не имеют определенной последовательности;

- в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится;

- текст можно разделить на части;

- каждая часть текста записывается с красной строки.

Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Індивідуальне навчання! 22.01.2021

  Русский язык Тема. Составление текста -повествования. Текст-повествование  – это текст, в котором рассказывается о действиях кого-либо или...